Главная
Регистрация
Вход
Среда
20.06.2018
17:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя бурятского языка МАОУ "Гимназия №33 г.У...

Меню сайта

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Мои файлы

Методические рекомендации по проведению мастер-класса
13.09.2011, 19:53
Мастер – класс (методические рекомендации)
В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс). Мастер–класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Учитель как профессионал на протяже­нии ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, про­ектирование, использование последовательности ряда изве­стных дидактических и воспитательных методик, уроков, ме­роприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные ус­ловия работы с различными категориями учащихся и т.п. Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. Итак, обобщая представленные выше определения, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:
1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями; 3. создание условий для включения всех в активную деятельность;
 4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; 5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам; 7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;
8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Требования к организации и проведению мастер-класса
Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников. В технологии проведения мастер-класса мы предлагаем использовать определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.
1 краткое обоснование основной идеи опыта
2 определение основных приемов работы, которые мастер демонстрирует
3 имитационная игра: работа со слушателями с конкретным содержанием
4 рефлексия
Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников. Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приёмами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания рефлексия. Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть зада­ние вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определённое психическое - вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого зада­ния, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Во­прос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незна­ния прийти к открытию; присоединить к имеющемуся зна­нию новое и поставить иные проблемы для исследования. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдаётся развитию потреб­ности саморазвития. Важнейший элемент технологии мастер-класса - групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию. Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.
Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними. Рефлексия — последний и обязательный этап — отра­жение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.
Позиция Мастера
При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться выше описанному алгоритму, но и правильно определить собственную позицию Мастера. Позиция Мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью. Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в по­иске знаний и способов деятельности. Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции. Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства. Эта личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передаётся путём примера, подражания через: — речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи); — мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице; — пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников); — умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности; — искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия; — педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями; — психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»; — коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию; — чувство времени. Критерии качества подготовки и проведения
мастер-класса Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.
Презентативность.
Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
Эксклюзивность.
Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей).
Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
Прогрессивность.
Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
Мотивированность.
Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
Оптимальность.
Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Эффективность.
Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Технологичность.
Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
Артистичность.
Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Категория: Мои файлы | Добавил: BULAG
Просмотров: 2463 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории раздела
Мои файлы [14]

Статистика

Форма входа

Copyright MyCorp © 2018