Главная
Регистрация
Вход
Суббота
24.02.2018
06:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя бурятского языка МАОУ "Гимназия №33 г.У...

Меню сайта

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Мои статьи

Роль мотивационного тренинга в обучении бурятскому языку
РОЛЬ МОТИВАЦИОННОГО ТРЕНИНГА В ОБУЧЕНИИ БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ
 Непосредственная работа по обучению бурятскому языку как государственному начинается с формирования артикуляционно-фонетической базы учaщихся. Эта работа, как нам представляется, должна иметь под собой вполне осязаемую информационную почву – изучаемый предмет. Именно поэтому современный учитель-практик начинает обучение со знакомства с историей языка, с его звучанием, географией. В этих измерениях язык опредмечивается тотчас, при первом же предъявлении, в то время как в аспектах собственно языковых – фонетическом, лексическом, грамматическом – он не существует для ребенка в принятом виде еще очень долго после начала обучения. Таким образом, учитель-предметник осуществляет вводный страноведческий и культуроведческий курс, включающий в себя материалы об истории Бурятии, о традициях и обычаях, об исторических личностях, о живописи, литературе и музыке. В этом плане полезны и уместны видеофильмы, музыкальные фонозаписи, альбомы с репродукциями. Такой энциклопедический мотивационный курс занимает от 1 до 2 месяцев, что зависит от наличия материалов и подготовленности учителя. Но, как правило, такая работа в городских образовательных учреждениях ведется на русском языке. В этом подход современного учителя-предметника значительно расходится с той привычной практикой, когда он, начиная с первых уроков, прежде всего, стремился создать «языковую среду». Если учитель целенаправленно избирает в качестве первоочередного ориентира оформление, огранку внутреннего мотива предстоящей работы с бурятским языком, то для достижения своей цели должен выбрать самые действенные средства. Поэтому как на начальном, так и последующих закрепляющих этапах обучения бурятскому языку, как ни странно, упор делается на русский язык, который, безусловно, в современных условиях российской действительности обладает гораздо большим потенциалом для того, чтобы создать в сознании русскоязычных школьников мощную информационную, образно-эмоциональную платформу изучения бурятского языка. И, как показывает практика, удержать устойчиво развивающий интерес ученика к предмету только внешними сторонами урока, каким он, на наш взгляд, ни был интересным и содержательным, невозможно. Обучение бурятскому языку, которое при создании прочной мотивационной основы может перерасти в его практическое изучение, средствами русского языка дает уже на начальном этапе своеобразный эффект, большой объем этноязыковых, культурных знаний. При таком подходе информационный курс обычно насыщается самыми различными материалами и не ограничивается строгими рамками уроков бурятского языка. Безусловно, в современных условиях учебно-методического обеспечения и его финансирования просто замечательно, когда видеофильм, книга, альбом репродукций, набор открыток, фонотека, значки и т.д. оказываются в руках каждого школьника и между ними завязывается спонтанный обмен учебным материалом. Дело учителя – поддерживать этот процесс организационно: ненавязчиво его направлять, отслеживать результативность, отражать изменение эрудированности детей в новой для них области знаний, обеспечивать обратную связь между усилиями и достижениями. В информационном плане актуализируются и приводятся в единую систему, прежде всего, те этнокультурные знания, которые дети могут получить вне школы через прессу, телевидение, радио, художественную литературу и другие источники. Потому школьный урок бурятского языка сегодня, используя все это, призван приводить в порядок, наводить своеобразный лоск, накладывать решающий мазок на картину мира, которую пишет сама жизнь на палитре сознания каждого ребенка. Как показывают наши данные, в современных городских образовательных учреждениях учителя бурятского языка, придерживающие такой формы обучения, уже с первых уроков начинают широко использовать детские энциклопедические материалы, научно-популярную литературу, видеофильмы, фонозаписи фольклорных и литературных исполнений, художественные альбомы на русском языке, а также тексты, снабженные подстрочными переводами. Таким образом, вновь утверждается простая истина: интересная информация сделает свое дело, даже если она не будет усвоена в соответствии с канонами традиционной методики. Здесь, как нам кажется, педагогическая цель должна быть принципиально другой: поразить воображение, впечатлить, восхитить, открыть новые горизонты. Мы перелистываем страницу за страницей, давая ученику схватить лишь намеки, лишь зацепки, отдельные черты традиций и обычаев, расставляя акценты на отличии, своеобразии, неповторимости бурятского языка и культуры. Безусловно, каждый ученик из этого огромного массива и многообразия информаций уяснит, для себя возьмет разный объем знаний. Но конечный результат будет универсальным: желание разобраться, вникнуть поглубже. Такая мотивационная работа служит конкретной цели: хотению иметь дело с бурятским языком. Следующий этап работы, обычно на практике это второй месяц обучения, связан с интенсивным фонетическим курсом на основе популярных песенных материалов в исполнении как эстрадных, так и классических артистов Бурятии. Эта работа является одновременно и продолжением первого – мотивационного – учебного цикла, и началом нового – артикуляционно-фонетического. Преобладающий на этом этапе вид работы – слушание (чтение поэтических произведений) со зрительной и семантической опорами (текстом и подстрочным переводом). Мотивирующая сторона происходящего заключается в том, чтобы вызвать всплеск эмоциональной восприимчивости к бурятскому языку. Ученики погружаются в привлекательный культурный контекст, который им близок: ведь в каждой семье слушают музыку. Другое дело, что учитель профессионально обеспечивает более высокий уровень восприятия: строго подбирает высокохудожественный репертуар, обеспечивает понимание смысла песен, делает слушание бурятской музыки полноценным в эстетическом и эмоциональном плане занятием. Эмоциональная привлекательность, зажигательность музыки – языка космоса, языка, который понятен всем народам во все времена, - поставлены на службу дидактическим целям. Такой урок является частью жизни, внося в нее мощный воспитывающий императив. Когда позади несколько десятков популярных песенных произведений на бурятском языке, когда навык идентификации звучащего и графического текста песен уже достиг высокой степени автоматизации, когда «подглядывание в подстрочник» не требует усилий, только тогда появляется новый вид работы над языком. Это пение (или напевание) со звуковым (фонограмма), зрительным (текст песни) и семантическим (подстрочник) ориентирами деятельности. Безусловно, в этом процессе многие песни окажутся непроизвольно заученными наизусть. Но у учащихся появится интерес к коллекционированию хорошей музыки, в т.ч. и у тех, кто был ранее равнодушен к ней. Особая сторона – дети станут охотно списывать друг у друга слова песен. Результатом данного этапа является эмоциональная встроенность в фонетику бурятского языка. Как правило, ребенку на этом уровне уже нравится звучание бурятской речи, ее ритмика, мелодика. Критерием успешного продвижения на этом пути является появление собственных суждений и позиций по поводу звучания языка в разном исполнении. Важным признаком правильной работы является и то, что урок не заканчивается со звонком, а благодаря вездесущности и доступности магнитофонной записи, продолжается дома, даже по дороге домой, если у ученика есть проигрывающие устройства (плеер, MP3 и т.д.). Дав ученику очередное домашнее задание в виде фонозаписи на компакт-кассете и соответствующие тексты песен с подстрочником, учитель может быть уверен: такое домашнее задание будет выполнено. Таким образом, работа учителей бурятского языка городских образовательных учреждений показывает, что в современных условиях языкового многообразия все большую роль в обучении бурятскому языку начинает играть первоначальный мотивационный этап, в результате которого у обучаемого формируется актуальное и некое повседневное информационное пространство и специализированный познавательный интерес изучения языка. Именно они становятся основой следующего этапа обучения – формирования артикуляционно-фонетической базы учащихся.
Категория: Мои статьи | Добавил: BULAG (13.09.2011)
Просмотров: 1178 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории раздела
Мои статьи [7]

Статистика

Форма входа

Copyright MyCorp © 2018