Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
12:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя бурятского языка МАОУ "Гимназия №33 г.У...

Меню сайта

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Мои статьи

Использование проектной технологии на уроках бурятского языка
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА
На современном этапе общего образования творчество, к сожалению, уходит из школы. Мы стараемся передать ученику как можно больший багаж фундаментальных зна­ний, но нужен ли он ему? Учащиеся выходят в жизнь с набором узкоспецифических знаний по каждому предмету и абсолютной невозможнос­тью применять эти знания на практике. Социологические исследования Центра про­фессионального образования (Самарская об­ласть) позволяют констатировать, что запрос работодателей, сделанный из различных секто­ров рынка, к системе начального и среднего профессионального обучения имеет общие по­ложения: умение работать в коллективе, умение ориентироваться на рынке труда, готовность связывать свою карьеру с продолжением обра­зования, готовность менять профиль деятельно­сти в зависимости от стратегии развития предприятия, уме­ние самостоятельно работать с информацией, умение принимать решения. То есть во главу угла ставятся не узкоспециализированные зна­ния, а сформированность основных типов клю­чевых компетенций: информационной (способы приёма, хранения, оформления и передачи ин­формации); проектировочной (способы опреде­ления целей, ресурсов их достижения, дейст­вий, сроков); оценочной (способы сравнения ре­зультатов с целями, классификации, абстраги­рования, прогнозирования, систематизации, конкретизации); коммуникативной (способы пе­редачи информации и привлечение ресурсов других людей для достижения своих целей). Мы видим один из путей решения данной про­блемы в применении проектного метода обуче­ния на уроках бурятского языка в начальных классах, при котором большая часть времени уделя­ется ученическому исследованию. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: • самостоятельно и охотно приобретают недо­стающие знания из разных источников; • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практичес­ких задач; • приобретают коммуникативные умения, рабо­тая в различных группах; • развивают у себя исследовательские умения; • развивают системное мышление. Таким образом, при применении проектного обучения на уроках бурятского языка ученик постигает реальные процес­сы. Приобщение к культуре и обычаям бурятского народа, констру­ированию новых объектов, моделированию объектов культурного наследия предполагает проживание учеником конкретных ситуаций. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получили качественно новый peзультат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. По результатам педагогической деятельности мы пришли к выводу, что начинать обучение азам проект­ной деятельности в средней школе очень трудно: переломить закостенелость мыш­ления трудно, а подчас и вообще невозможно. Поэтому мы предлагаем начинать проектную деятельность с первого класса, на уроках гуманитарного цикла. При та­кой постановке вопроса данный цикл должен содержать некий стержень, на который, как на веретено, должны наматываться остальные дисциплины. Именно этим стержнем может стать урок бурятского языка, ключевым вопросом которого является социокультурная компетенция. В нашей концепции курс бурятского языка в начальных классах дол­жен быть безоценочным, а результат усвое­ния тем – это защита различных творческих проек­тов. Если говорить о проектной деятельности в первом классе, то здесь проекты должны быть в рамках одного предмета (монопроекты), а уже к четвертому классу учащиеся достаточно подго­товлены для участия в межпредметном проекте. Приведём пример реализации технологии проектного обучения. Данный проект возник в результате поиска практического применения полученных знаний по теме «Буряад орон. Бурятия».
Тема проекта: «Буряад орон уринабди. Приглашаем в Бурятию».
Тип проекта: монопроект
Возраст школьников: 4 класс.
Оборудование: видеокамера, фотоаппарат, компьютер, сканер, принтер, ксерокс.
Цель проекта: • определить роль школьников в развитии туризма в Бурятии; • привлечь внимание к данной проблеме.
Задачи проекта: научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, с использованием различных источников: компьютерных баз дан­ных, библиотек, справочников; · проводить социологический опрос; · научить учащихся обмениваться информаци­ей, поддерживать разговор, умению изложить свою тему и развить её, умению выразить свою точку зрения и обосновать её; · научить детей работать индивидуально, в па­рах, в группах по теме проекта; · развить чувство ответственности за поручен­ное дело; научить анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей.
       Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся школы, но и для всех жите­лей Бурятии. На обсуждение в качестве темы учащимся была предложена проблема: Бурятия, развитие туризма. В масштабе республики эту проблему можно ассоциировать с проблемой создания туристско-рекреационной зоны как особого субъекта Федерации. Исторически школа имела не только воспита­тельное значение для жителей и гостей республики, но и экономическую просветитель­скую, эстетическую значимость. В связи с предстоящими мас­совыми приездами гостей возникла необходимость участия школьников в сопровождении их на нашей земле. Это го­ворит о своевременности данного проекта, о его огромной значимости для РБ. Работа по теме проекта предлагает учащимся изучение широкого круга вопросов, самостоя­тельный анализ возможности решения пробле­мы за счёт внутренних резервов гимназии. Проектом предусматривается создание трех групп, работающих по следующим направ­лениям:
1. Социологическая группа.
2. Художественно-эстетическая группа.
3. Рекламная группа. Учащиеся в процессе работы над проектом вы­ступают в роли экспертов, раскрывающих проблему и использующих исследовательский метод. Планируемый результат:
1. Сбор и оформление фотоматериалов о Бурятии.
2. Проведение и обработка результатов социологического опроса «Роль школьников в развитии туризма»
3. Создание компьютерной презентации.
4. Выпуск рекламных буклетов.
Этапы работы над проектом
1 этап: разработка проектного задания.
Задачи: определение темы, уточнение целей, актуальность проблемы, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Ученики: организуются в рабочие группы, уточняют информацию, обсуждают задание, формируют задачи и способы взаимодействия, выбирают и обосновывают свои критерии успеха.
Социологическая группа: при помощи анкетирования выясняет у учащихся, что они думают о нынешнем состоянии туризма в Бурятии и какой хотят видеть туристическую Бурятию. Определение группы опрашиваемых, составление конкретных вопросов для социологического опроса и группы обработки полученных данных.
Художественно-эстетическая группа: обсуждение форм сбора материала о песне «Тоонто нютаг», возможность встречи с поэтами и композиторами. Oпределение круга учителей-предметников или специалистов, способных оказать конкретную консультацию.
Рекламная группа: выяснение круга людей, способных оказать помощь при сборе информации, обсуждение форм выполнения и представления результатов заданий.
Учитель: мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, помогает в анализе, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает.
2 этап: разработка проекта. Задачи: сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального вари анта, уточнение планов длительности, выполнения проекта. Ученики: самостоятельная работа с информацией (индивидуальная, парная, групповая), анализ, обобщение, синтез идей, выполнение исследований по группам, работают над проектом и оформляют проект. Социологическая группа: проведение устного и письменного опроса среди учеников гимназии №33. Обобщение собранного материала и составление диаграмм, съёмка. Художественно-эстетическая группа: посе­щение музеев, выставок, концертов с ознакомительной целью. Консультации с учи­телями и специалистами.
Рекламная группа: разделение на подгруппы, работа в библиотеке с периодической печатью, cпpaвoчникaми, краеведческом музее, сканирование, фотосъёмка.
Учитель: наблюдает, консультирует, советует.
3 этап: оценка результатов. Задачи: анализ выполнения проекта, обсужде­ние достигнутых результатов и выводов, анализ полноты достижения поставленной цели.
Ученики: участвуют в коллективном самоанали­зе проекта и самооценке.
Социологическая группа: об­суждение результатов исследования, представ­ление фотоматериалов.
Художественно-эстетическая группа: по­каз компьютерной презентации, обсуждение и уточнение со­проводительного текста. Рекламная группа: показ видеоряда, обсуждение и уточнение текста в рекламных буклетах.
Учитель: наблюдает, направляет процесс ана­лиза.
4 этап: защита проекта. Задачи: подготовка докладов, обоснование про­цесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Ученики: защищают проект, участвуют в кол­лективной оценке результатов проекта. Социологическая группа: доклад о социологиче­ских исследованиях с показом диаграмм «Роль школьников в развитии туризма в Бурятии», о состо­янии школы как образовательного, воспита­тельного и эстетического и туристического центра и их пожела­ния по изменению структуры образовательной среды для удовлетворения дополнительных услуг в сфере туризма. Художественно-эстетическая группа: демонстрация компьютерной презентации и рассказ о песне «Тоонто нютаг», защита планшета о символике Республики Бурятия. Рекламная группа: Показ фотоальбома о Бурятии, защита рекламных буклетов. Учитель: участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
5 этап: рефлексия. Задачи: формирование адекватной самооценки учащихся. Ученики: заполняют анкету рейтинговой оценки. Учитель: заполняет анкету рейтинговой оценки, средняя оценка по проекту, общая оценка про­екта. По результатам работы над проектом прово­дился лабораторный эксперимент с целью про­верки сформированности навыков учебно-ис­следовательской работы. Учащимся экспери­ментальной и контрольной групп (каждая группа по 15 человек) было предложено задание по созданию рекламного буклета о достопримечательностях нашего города (ранее этот вопрос с учащимися не обсуждал­ся). В экспериментальной группе полностью справились с заданием 71,4% , тогда как в кон­трольной только 21,4 %, причем остальные 78,6% к заданию даже не приступили. Полу­ченные данные позволяют сделать вывод о том, что при правильной организации работы и своевременной обученности учащихся осно­вам проектной деятельности на уроках бурятского языка, а также грамотно проведённой мотивации для участия в разра­ботке и создании проекта и создании системы такой работы в начальной школе позволит учащимся не только овладеть фундаментальными знаниями в различных областях науки, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развить самостоятельность и коммуникатив­ные умения.
Категория: Мои статьи | Добавил: BULAG (13.09.2011)
Просмотров: 2294 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории раздела
Мои статьи [7]

Статистика

Форма входа

Copyright MyCorp © 2024