ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА
На современном этапе общего образования творчество, к сожалению, уходит из школы. Мы стараемся передать ученику как можно больший багаж фундаментальных знаний, но нужен ли он ему? Учащиеся выходят в жизнь с набором узкоспецифических знаний по каждому предмету и абсолютной невозможностью применять эти знания на практике. Социологические исследования Центра профессионального образования (Самарская область) позволяют констатировать, что запрос работодателей, сделанный из различных секторов рынка, к системе начального и среднего профессионального обучения имеет общие положения: умение работать в коллективе, умение ориентироваться на рынке труда, готовность связывать свою карьеру с продолжением образования, готовность менять профиль деятельности в зависимости от стратегии развития предприятия, умение самостоятельно работать с информацией, умение принимать решения. То есть во главу угла ставятся не узкоспециализированные знания, а сформированность основных типов ключевых компетенций: информационной (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации); проектировочной (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков); оценочной (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации); коммуникативной (способы передачи информации и привлечение ресурсов других людей для достижения своих целей). Мы видим один из путей решения данной проблемы в применении проектного метода обучения на уроках бурятского языка в начальных классах, при котором большая часть времени уделяется ученическому исследованию. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; • развивают у себя исследовательские умения; • развивают системное мышление. Таким образом, при применении проектного обучения на уроках бурятского языка ученик постигает реальные процессы. Приобщение к культуре и обычаям бурятского народа, конструированию новых объектов, моделированию объектов культурного наследия предполагает проживание учеником конкретных ситуаций. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получили качественно новый peзультат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. По результатам педагогической деятельности мы пришли к выводу, что начинать обучение азам проектной деятельности в средней школе очень трудно: переломить закостенелость мышления трудно, а подчас и вообще невозможно. Поэтому мы предлагаем начинать проектную деятельность с первого класса, на уроках гуманитарного цикла. При такой постановке вопроса данный цикл должен содержать некий стержень, на который, как на веретено, должны наматываться остальные дисциплины. Именно этим стержнем может стать урок бурятского языка, ключевым вопросом которого является социокультурная компетенция. В нашей концепции курс бурятского языка в начальных классах должен быть безоценочным, а результат усвоения тем – это защита различных творческих проектов. Если говорить о проектной деятельности в первом классе, то здесь проекты должны быть в рамках одного предмета (монопроекты), а уже к четвертому классу учащиеся достаточно подготовлены для участия в межпредметном проекте. Приведём пример реализации технологии проектного обучения. Данный проект возник в результате поиска практического применения полученных знаний по теме «Буряад орон. Бурятия».
Тема проекта: «Буряад орон уринабди. Приглашаем в Бурятию».
Тип проекта: монопроект
Возраст школьников: 4 класс.
Оборудование: видеокамера, фотоаппарат, компьютер, сканер, принтер, ксерокс.
Цель проекта: • определить роль школьников в развитии туризма в Бурятии; • привлечь внимание к данной проблеме.
Задачи проекта: научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, с использованием различных источников: компьютерных баз данных, библиотек, справочников; · проводить социологический опрос; · научить учащихся обмениваться информацией, поддерживать разговор, умению изложить свою тему и развить её, умению выразить свою точку зрения и обосновать её; · научить детей работать индивидуально, в парах, в группах по теме проекта; · развить чувство ответственности за порученное дело; научить анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей.
Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся школы, но и для всех жителей Бурятии. На обсуждение в качестве темы учащимся была предложена проблема: Бурятия, развитие туризма. В масштабе республики эту проблему можно ассоциировать с проблемой создания туристско-рекреационной зоны как особого субъекта Федерации. Исторически школа имела не только воспитательное значение для жителей и гостей республики, но и экономическую просветительскую, эстетическую значимость. В связи с предстоящими массовыми приездами гостей возникла необходимость участия школьников в сопровождении их на нашей земле. Это говорит о своевременности данного проекта, о его огромной значимости для РБ. Работа по теме проекта предлагает учащимся изучение широкого круга вопросов, самостоятельный анализ возможности решения проблемы за счёт внутренних резервов гимназии. Проектом предусматривается создание трех групп, работающих по следующим направлениям:
1. Социологическая группа.
2. Художественно-эстетическая группа.
3. Рекламная группа. Учащиеся в процессе работы над проектом выступают в роли экспертов, раскрывающих проблему и использующих исследовательский метод. Планируемый результат:
1. Сбор и оформление фотоматериалов о Бурятии.
2. Проведение и обработка результатов социологического опроса «Роль школьников в развитии туризма»
3. Создание компьютерной презентации.
4. Выпуск рекламных буклетов.
Этапы работы над проектом
1 этап: разработка проектного задания.
Задачи: определение темы, уточнение целей, актуальность проблемы, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Ученики: организуются в рабочие группы, уточняют информацию, обсуждают задание, формируют задачи и способы взаимодействия, выбирают и обосновывают свои критерии успеха.
Социологическая группа: при помощи анкетирования выясняет у учащихся, что они думают о нынешнем состоянии туризма в Бурятии и какой хотят видеть туристическую Бурятию. Определение группы опрашиваемых, составление конкретных вопросов для социологического опроса и группы обработки полученных данных.
Художественно-эстетическая группа: обсуждение форм сбора материала о песне «Тоонто нютаг», возможность встречи с поэтами и композиторами. Oпределение круга учителей-предметников или специалистов, способных оказать конкретную консультацию.
Рекламная группа: выяснение круга людей, способных оказать помощь при сборе информации, обсуждение форм выполнения и представления результатов заданий.
Учитель: мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, помогает в анализе, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает.
2 этап: разработка проекта. Задачи: сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального вари анта, уточнение планов длительности, выполнения проекта. Ученики: самостоятельная работа с информацией (индивидуальная, парная, групповая), анализ, обобщение, синтез идей, выполнение исследований по группам, работают над проектом и оформляют проект. Социологическая группа: проведение устного и письменного опроса среди учеников гимназии №33. Обобщение собранного материала и составление диаграмм, съёмка. Художественно-эстетическая группа: посещение музеев, выставок, концертов с ознакомительной целью. Консультации с учителями и специалистами.
Рекламная группа: разделение на подгруппы, работа в библиотеке с периодической печатью, cпpaвoчникaми, краеведческом музее, сканирование, фотосъёмка.
Учитель: наблюдает, консультирует, советует.
3 этап: оценка результатов. Задачи: анализ выполнения проекта, обсуждение достигнутых результатов и выводов, анализ полноты достижения поставленной цели.
Ученики: участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.
Социологическая группа: обсуждение результатов исследования, представление фотоматериалов.
Художественно-эстетическая группа: показ компьютерной презентации, обсуждение и уточнение сопроводительного текста. Рекламная группа: показ видеоряда, обсуждение и уточнение текста в рекламных буклетах.
Учитель: наблюдает, направляет процесс анализа.
4 этап: защита проекта. Задачи: подготовка докладов, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Ученики: защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта. Социологическая группа: доклад о социологических исследованиях с показом диаграмм «Роль школьников в развитии туризма в Бурятии», о состоянии школы как образовательного, воспитательного и эстетического и туристического центра и их пожелания по изменению структуры образовательной среды для удовлетворения дополнительных услуг в сфере туризма. Художественно-эстетическая группа: демонстрация компьютерной презентации и рассказ о песне «Тоонто нютаг», защита планшета о символике Республики Бурятия. Рекламная группа: Показ фотоальбома о Бурятии, защита рекламных буклетов. Учитель: участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
5 этап: рефлексия. Задачи: формирование адекватной самооценки учащихся. Ученики: заполняют анкету рейтинговой оценки. Учитель: заполняет анкету рейтинговой оценки, средняя оценка по проекту, общая оценка проекта. По результатам работы над проектом проводился лабораторный эксперимент с целью проверки сформированности навыков учебно-исследовательской работы. Учащимся экспериментальной и контрольной групп (каждая группа по 15 человек) было предложено задание по созданию рекламного буклета о достопримечательностях нашего города (ранее этот вопрос с учащимися не обсуждался). В экспериментальной группе полностью справились с заданием 71,4% , тогда как в контрольной только 21,4 %, причем остальные 78,6% к заданию даже не приступили. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что при правильной организации работы и своевременной обученности учащихся основам проектной деятельности на уроках бурятского языка, а также грамотно проведённой мотивации для участия в разработке и создании проекта и создании системы такой работы в начальной школе позволит учащимся не только овладеть фундаментальными знаниями в различных областях науки, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развить самостоятельность и коммуникативные умения.
|