Игровая технология в преподавании бурятского языка как средство выработки коммуникативной и социокультурной компетенции
Обучение бурятскому языку в рамках социокультурного подхода предполагает такую модель обучения, при которой овладение знаниями об образе жизни, особенностях национального менталитета и духовных ценностях бурятского народа способствуют успешному овладению языком. При этом повышает интерес к бурятскому языку, к культуре бурятского народа, развивает национальное самосознание, воспитывает толерантность и непредвзятость во взаимоотношениях и ведет к улучшению взаимопонимания между представителями разных народов, живущих в Бурятии. В современных условиях цели образования и обучения в частности претерпевают некоторые изменения. Если до последнего момента целью школьного обучения была выработка навыков и умений, то сейчас востребован новый тип личности, обладающий 5 компетенциями:
• социальной;
• толерантностью;
• коммуникативной;
• информационной;
• желание учиться всю жизнь.
Здесь мы рассматриваем вопрос о соответствии использования игровой методики новым требованиям. Обучение бурятскому языку на начальном этапе направлено на воспитание и развитие творческой личности средствами бурятского языка. Процесс практического овладения языком рассматривается как средство общения. Инновационные технологии (мультимедийные проекты, методы проекта, развивающие, коммуникативно-направленные игровые приемы), применяемые на уроках бесспорно вносят разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствуют развитию интереса учащихся к предмету. Но по утверждению выдающегося педагога Л. В. Занкова каждый учитель должен сохранить детскую активность внутренней психической деятельности, вызывая живой интерес к своему предмету. Поэтому самое главное на начальной стадии обучения считаем научить ребенка слушать и слышать сердцем, не так что: слушаю, потому что нужно знать, а вот именно ребенок должен чувствовать разговор. На уроках учитель принимает на себя роль ведущего ролевой игры. Такое обучение способствует формированию у учащихся навыков иноязычного общения в ситуациях, естественных для детей начальной школы. В данном случае бурятский язык, к сожалению, выступает в роли иноязычного, так как он является этнически родным языком для тех бурят, которые пользуются русским языком с детства и владеют лишь отдельными умениями или не владеют совсем. Особенность игры заключается в её универсальности: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют разные функции в процессе развития ребенка:
• облегчают сам учебный процесс;
• помогают усвоению лексического материала;
• ненавязчиво развивают необходимые компетенции.
Игровые технологии на начальном этапе обучения обеспечивают длительный характер усвоения знаний, навыков и умений. Учебной мы называем игру, потому что она используется непосредственно в учебном процессе в качестве задания, содержащего учебную задачу (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели. Занимательные игровые элементы позволяют преодолеть большинство трудностей, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов создает на уроках атмосферу радости, раскованности и непосредственности. Игра применяется как средство наглядности и как упражнения. Учебные игры могут характеризоваться учебными целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом учеников и т.д. Следует заметить, что эффективность формирования и развития интеллектуальных умений по бурятскому языку находится в зависимости от системы учебных игр. Нужно помнить, что игра это не самоцель, а средство активизации лексики, грамматики, работы над произношением, чтением, письмом и устной речью. Можно предложить несколько занимательных заданий для использования на уроках бурятского языка:
II класс - составь из букв слова - найди лишнее слово в списке - составь из слов предложение - составь из фраз диалог - составь кроссворд по теме - прочитай и найди соответствующий ответ каждому вопросу...
III класс - составь из предложений рассказ /диалог/ стихотворение - сочини диалог/ стихотворение на основе данной опоры - прослушай рассказ и расставь данные предложения в логической последовательности - составь диалог на заданную тему - составь анкету, вопросы для интервью на заданную тему...
При обучении на начальном этапе особое место мы определяем ролевой игре. Здесь идет усвоение знаний по желанию и с интересом. Здесь можно оценить себя на фоне других. Игра способствует развитию воображения, фантазии, наблюдательности, снятию барьера страха, получению хорошую оценку (что немаловажно для ребенка в начальной школе). Практически на уроках в младшем звене мы уделяем больше играм, способствующим именно усвоению лексического, грамматического материалов. И потому в заключении хотелось бы сказать несколько слов о народных играх, ведь народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. На уроках используются народные игры «Шагай наадан» (можно играть при прохождении темы «Числа», «Домашние животные»), «Малгай нюулга» (тема: «Одежда», «Бэhэлиг нюулга»). Эти и другие национальные игры можно играть на переменах, на уроках физкультуры, таким образом, прививая любовь к родному краю, к её обычаям и традициям. Одним из традиционных праздников бурят является Сагаалган. В этом празднике заложены огромные возможности для приобщения детей к народным традициям, ведь в нем сочетаются практически все элементы празднично-игровой культуры бурят. Это выражается и в присутствии элемента ролевой игры при исполнении традиционных этикетных диалогов: -Хэр hайн сагаалжа байнат? -Ехэ hайн. Даагамнай далантай, буруумнай булшантай.
Использованная литература:
1. Пасов Е.И. Коммуникативная методика. Изд-во НОУ «Интерлингва», 2003г.
2. Тугутов И.Е. Бурятские народные игры. Улан-Удэ, 1994г. Ушинский К.Д. Сочинения, т.2 М.-Л. Изд-во АПН РС
|