Меню сайта |
|
|
|
|
| Каталог статей | |
Муниципальное общебразовательное учреждение
Муниципальное общебразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ №33» БАДМАЕВА Баирма Жигмитдоржиевна ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ И ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ БУРЯТСКОГО И РУССКОГО НАРОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА факультативного курса Улан-Удэ – 2011 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Яркость, красочность, поэтичность, торжественность традиций делает их исключительной эмоциональной силой, воздействующей на чувства и эмоции людей. Добровольно принятые этносом или нацией, традиции становятся их духовной потребностью, могучим объединяющим и сплачивающим фактором. Именно эти свойства традиции делают их мощной силой, воздействующей на сознание, силу, душу, чувства подрастающего поколения. Традиции воплощаются в конкретных обычаях, обрядах, ритуалах, церемониях, праздниках, т.е. в формах социальной регуляции, принятых в определенной группе. Обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, праздники формируют привычки, стереотипно повторяющиеся, в конкретной ситуации действия, доведенные до автоматизма. Они служат основой для воспитания более сложных привычек, таких как почтительность, уважительность, доброжелательность, любезность, такт, сдержанность и т.д. Традиции, обычаи, обряды и праздники выполняют общие воспитательные функции: формируют этические привычки личности, стабилизируют межличностное общение и социальные отношения, вносят в жизнь эмоциональность. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский считал традиции и обычаи основным средством воспитания человека. Народные традиции и обычаи различны по их классификации. Одной из наиболее слабо изученной областью являются здоровьесберегающие и природоохранительные традиции, которые могут стать основой мировоззрения и поведенческих правил для детей. Бурятские и русские здоровьесберегающие и природоохранительные традиции - чрезвычайно интересный сплав мифологических представлений и практических наблюдений - сегодня не утратили своей ценности, хотя бы потому, что многие из них требуют научного обоснования. В общеобразовательной школе они до сих пор не изучаются и не становятся источником эмоциональных переживаний и побуждений учащихся. Предполагаемая программа может отчасти дополнить естественное образование современных школьников, придать этому процессу эмоциональность, вдохновив детей на самостоятельные наблюдения, исследования, практические действия по защите природы. Изучение народных здоровьесберегающих и природоохранительных традиций предполагает сочетание теоретических и практических занятий, в основу которых будет положен коммуникативно-деятельностный принцип. Коммуникативно-деятельностный принцип требует объяснений учителя, бесед с учащимися, использование произведений устного народного творчества, картин художников, фотографии, а также самостоятельные поиски учащихся, организацию экспедиций. В то же время одним из ведущих видов деятельности детей становятся их посильные действия по уходу за своим здоровьем и охране различных природных объектов, озеленению школы и территории, участие в поисках новых технологических решений по содержанию в чистоте почвы, рек, лесов, воздуха. Целью изучения факультативного курса являются: · Ознакомление детей с наиболее распространенными бурятскими и русскими здоровьесберегающими и природоохранительными традициями, обычаями, обрядами и праздниками; · Формирование стереотипных моделей поведения; · Выработка гуманистических личностных качеств школьника. Факультативный курс рассчитан на 32 часа и предполагает теоретическое и практическое изучение учебного материала. II. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №ТЕМЫКол-во часов 1.Бурятские и русские народные традиции, обычаи, обряды, праздники2 ч. 2.Традиции почитания домашнего очага, родного дома3 ч. 3.Традиции почитания тотемных животных3 ч. 4.Традиции почитания предков (духов предков)3 ч. 5.Традиции почитания старших, родителей3 ч. 6.Традиции признания ценности человека, его жизни и здоровья3 ч. 7.Традиции почитания небесных светил (солнца, луны, звезд и природных явлений)3 ч. 8.Традиции почитания родной земли (духов гор, озер, рек, источников, тайги, священных мест, родовых земель)3 ч. 9.Традиции почитания деревьев, кустарников и растений3 ч. 10.Традиции почитания «нижнего» мира3 ч. 11.Контрольные занятия3 ч. ИТОГО32 ч. III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Тема 1. Бурятские и русские традиции, обычаи, обряды и праздники (2 ч.) Понятие «традиция» (ёhо, ёhо заншал). Природоохранительные традиционные и народные монгольские и славянские календари. Бурятские и русские народно-календарные праздники (Сагаалган, Масленица, Благовещенье, Тайлган и др.). Природоохранная, социальная, психологическая, нравственная, воспитательная, хозяйственная и магическая функции традиций и праздников. Тема 2. Традиции почитания домашнего очага, родного дома (3 ч.) Понятия «очаг», «дом». Выбор места, материала, сроков начала строительства юрты, избы. Очаг и печка в бурятской юрте и в русской избе. Архитектурные особенности юрты и избы. Многоугольная юрта и магический смысл количества углов. Планировка и интерьер русской избы. Традиции, обычаи, обряды почитания домашнего очага. Народные благопожелания, песни, легенды, предания, мифы о почитании домашнего очага, родного дома. Поверья и приметы, связанные с почитанием очага и родного дома. Тема 3. Традиции почитания тотемных животных (3 ч.) Легенды, предания и мифы о происхождении бурятских и русских родов и племен. Тотемы-животные, птицы, рыбы и др. Отношение к тотемам. Онгоны, заяны, иконы. Охотничьи обряды и ритуалы. Ритуальные танцы. Магический смысл пяти видов животных у бурят. Зэгэтэ аба. Аба хайдак - виды облавных охот у бурят. Культ Велеса (Волоса) у русских. Земледельческий обычай «на бородку». День Кузьмы и Демьяна (13 ноября), Власов День (24 ноября), Агафьи скотницы (18 ноября), Вуколы телятника, Онисима овчарника, Егорьев день и др. Народные благопожелания, песни, легенды, предания, мифы, сказки, загадки о животных. Поверья и приметы, связанные с животными, с их охраной. Тема 4. Традиции почитания предков (3 ч.) Понятия «род», «племя» (удха узуур, уг гарбал, яhан). Песни, легенды, предания, мифы о происхождении родов и племени у бурят и русских. Традиции знания и почитания своей родословной у бурят и русских. Правила оформления родословных. Тотемизм. История фамилий и имен. Прозвища. Магическая функция имен и прозвищ, их охранительный смысл. Религиозные бурятские и русские обряды в честь духов предков (дуhаабари, хэрэг, заhал, хундэли и др.; Святки, Рождество, Крещение и др.)- Ритуальные бурятские и русские блюда (кутья, яйцо, блины и др.) и действия. Магическая функция почитания предков, их охранительный смысл. Поверья и приметы, связанные с почитанием духов предков. Тема 5. Традиции почитания старших и родителей (3 ч.) Особенности бурятской и русской семьи. Состав и структура семьи. Иерархические особенности: глава семьи, положение женщины в семье. Стиль взаимоотношений между разными поколениями семьи. Нравственный закон почитания старшинства. Терминология родства и обращений друг к другу. Обычаи оказания почтения и уважения (обращения, соблюдение очередности, наличие специальных мест за столом, право решающего голоса и др.). Поведение старших по отношению к младшим, младших к старшим. Народные благопожелания, песни, легенды, мифы, сказки о почитании старших и родителей. Поверья и приметы, связанные с почитанием старших и родителей. Тема 6. Традиции признания ценности человека, его жизни и здоровья (3 ч) Долголетие - залог здорового образа жизни. Жизненный путь. В здоровом теле – здоровый дух. Народные благопожелания, песни, легенды, предания, мифы, сказки, загадки о людях, о цели жизни, об охране здоровья и почитании здорового образа жизни, материнства. Поверья и приметы, связанные с ними. Тема 7. Традиции почитания небесных светил (3 ч.) Космологические представления древних монгольских и славянских племен. Бурятский пантеон божеств верхнего мира. Бурятские названия небесных светил. Пантеон небесных божеств древних славян (Перун, Стрибог, Дажбог, Хорс, Велес, Сварог и др.). Обычай изображения небесных светил в бурятской и русской орнаментике. Цветовая, семантическая символика узоров, изображающих небесные светила - божества. Обычай изображения небесных светил - божества в виде деревянных, каменных, вышитых, нарисованных идолов. Дни Спиридона-Солнцеворота, прославление Коляды, Ивана Купалы и др. Народные благопожелания, песни, легенды, предания, мифы, сказки, загадки о небесных светилах, об их почитании. Поверья и приметы, связанные с небесными светилами. Тема 8. Традиции почитания родной земли (духов гор, озер, рек, источников, тайги, священных мест, родовых земель) (3 ч.) Памятники природы Бурятии. «Священные» места края. Обычай жертвоприношения небу, земле, воде, духам-хозяевам местности животными, кумысом, молочным тарасуном, залаа, монетами, ритуальными блюдами и др. Тайлган. Обоо тахиха. Установление «сэргэ» на священных местах. Молитвы, призывания, заклинания. «Кормление» (угощение) онгонов и заянов (оберегов). Родная земля как источник жизненной силы. Народные благопожелания, песни, легенды, предания, мифы, сказки, загадки о хозяевах гор, рек, озер, тайги, родовых земель, об их уважении, почитании, охраны. Поверья и приметы, связанные с родной природой. Тема 9. Традиции почитания деревьев, кустарников и растений (3 ч.) Наиболее почитаемые деревья и кустарники у русских (елка, верба, береза, черемуха и др.). Магическая функция почитаемых деревьев и кустарников. Вербное воскресенье. Троица-духов день. Иванов день и др. Народные благопожелания, песни, легенды, предания, мифы, сказки, загадки о деревьях, кустарниках, цветах, об их почитании, охраны. Поверья и приметы, связанные с ними. Тема 10. Традиции почитания «нижнего мира» (3 ч.) Понятие «нижний мир». Понимание древними бурятами и русскими своей взаимосвязи с природой и космосом. Представления наших предков о нижнем мире. Обычаи и обряды почитания представителей нижнего мира (нечистая сила, чертовщина, ада, боохолдой и др.). Похоронно-поминальные обряды бурят и русских. Поверья и приметы, связанные с почитанием представителей нижнего мира. Учащиеся должны знать: · монгольский и русский народные календари; · бурятские и русские народно-календарные праздники; · космологические представления древних монгольских и славянских племен; · магическую функцию узоров, их семантической и цветовой символики; · памятники природы Бурятии; · происхождение тотемов; · магическую функцию почитания в Бурятии животных, деревьев, кустарников; · обычаи почитания предков; · обычаи почитания старших и родителей; · обычаи признания ценности человеческой жизни, сохранения здоровья; · похоронно-поминальные обряды и ритуалы; · поверья и приметы, связанные с охраной животных и природы; · легенды, предания, мифы, песни, сказки об охране природы; · свою родословную. Учащиеся должны уметь: · исполнять обряды и ритуалы народных праздников; · охранять и ухаживать за природными памятниками окрестных мест; · помогать старшим, старикам, больным, инвалидам в различных этикетных ситуациях. Словарь Традиция, обычай, обряд, ритуал, церемония, миф, тотем, род, племя, предок, узор, орнамент, жертвоприношения, астрология, жизненная сила. IV. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ 1. В чем заключается особенности монгольского календаря? 2. Чем отличается старинный славянский календарь от монгольского? 3. Как представляли древние буряты устройство Вселенной? 4. Как представляли славянские племена устройство Вселенной? 5. В чем выражали свои космологические представления буряты и русские? 6. Какие обычаи почитания небесных светил разработаны бурятами и русскими? 7. Какая магическая символика сложена в обычаи почитания небесных светил? 8. Какие природные памятники на территории республики вы знаете? 9. Каким образом почитали свои «священные» места древние буряты? 10. Как почитали свои природные памятники древние славяне? 11. Каких животных и почему особенно почитали предки современных бурят и русских? 12. Какие обычаи и ритуалы почитания животных распространены у наших народов? 13. Почему буряты и русские в старину особенно почтительно относились к отдельным деревьям и кустарникам? 14. Опишите свою родословную по линии отца и матери. 15. Чем интересно и ценно знание своей родословной? 16. Чем интересна история твоей фамилии? 17. Какой смысл заключен в твоем имени? 18. Почему древние люди исполняли обряды почитания домашнего очага? 19. Чем отличается архитектура бурятской юрты и русской избы? 20. Что общего в интерьере юрты и избы? 21. Перечислите обычаи почитания старших и родителей. 22. Какими обычаями, обрядами и ритуалами наши предки признавали высочайшую ценность человеческой жизни? 23. Какие похоронно-поминальные обряды исполнялись у бурят и русских? 24. Какие поверья и приметы, связанные с почитанием небесных светил, гор, рек, озер, животных, деревьев, кустарников вы знаете? 25. Какие лечебно-магические и отводящие беду, несчастья, болезни поверья и приметы вы знаете? 26. Какие песни, сказки, легенды, предания и мифы о происхождении человека вы знаете? 27. Какие песни, сказки, легенды, предания и мифы о происхождении бурятских и русских племен вы знаете? 28. Какие песни, сказки, легенды, предания и мифы о происхождении растительного и животного мира вы знаете? 29. Какие песни, сказки, легенды, предания и мифы о почитании природы (животных) вы знаете? 30. Какие песни, сказки, легенды, предания и мифы о почтительном отношении к старшим (родителям, человеку) вы знаете? V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят.- Улан-Удэ, 1991. 2. Баторов П.П. Белкование у аларских бурят и народные поверья // Бурятиеведение.-1925.-№1 с. 9-12. 3. Бестужев Н. Гусиное озеро.- Улан-Удэ, 1991. 4. Болонев Ф.Ф. Календарные обычаи и обряды семейских. - Улан-Удэ, 1975. 5. Галданова Г.Р. Почитание животных у бурят // Буддизм и традиционные верования Центральной Азии.- Новосибирск, 1991. 6. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. - Улан-Удэ, 1987. 7. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов.- СПб., 1709. 8. Жуковская Н.Л. Категория и символика культуры монголов. - М., 1988. 9. Жуковская Н.Л. Судьба кочевого народа.- Улан-Удэ, 1960. 10. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в ХVI-ХVII столетиях.- М., 1992. 11. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. - М., 1990. 12. Кудрявцев А.А. История бурят-монгольского народа (от XVII в. до 60-х XIX в.).- М., 1940. 13. Макаренко А.А. Сибирский народный календарь.- Новосибирск, 1993. 14. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма.- Новосибирск, 1980. 15. Михайлов В.А. Бурятская юрта.- Улан-Удэ, 1994. 16. Мифы древних славян.- Саратов, 1993. 17. Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят-монголов (ХVII-ХVIII вв.).- Л., 1937. 18. Петровская Е.К. Какой у нас сегодня праздник, мама?- М., 1992. 19. Потанина А.В. Рассказы о бурятах. - М., 1912. 20. Потанина А.В. Рассказы о бурятах, их вере, обычаях. - М., 1905. 21. Русский север.- СПб., 1992. 22. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия – М., 1990. 23. Сарсенбаев Н.С. Обычаи и традиции в развитии.- Алма-Ата, 1965. 24. Соколов Э.И. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учеб. пособие.- Л., 1959. 25. Соктоева И.И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии.- Новосибирск, 1988. 26. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.- М., 1976. 27. Традиционное воспитание детей у народов Сибири.- Л., 1988. 28. Уланов А.И. Древний фольклор бурят-Улан-Удэ, 1974. 29. Уледов А.К. Духовная жизнь общества.- М., 1980. 30. Хангалов М.Н. Собрание сочинений: В 4 т.- Улан-Удэ, 1958. 31. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские хроники и родословные.- Улан-Удэ, 1979. 32. Щапов А.Н. Собрание сочинений.- Иркутск, 1937. 33. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии /Под ред. Абаева Н.В.-Новосибирск, 1992. 34. Этнография народов Сибири.- Новосибирск, 1984. VI. ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ РЕПРОДУКЦИЙ КАРТИН БУРЯТСКИХ И РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ 1. Васнецов В.М. Царевна-лягушка (1918). Аленушка (1881). Ковер-самолет (Около 1880). Иван-царевич на сером волке (1889). 2. Врубель М.А. Царевна-лебедь. Демон летящий. 3. Венецианов А.Р. Гумно (1821-1823). Спящий пастушок (1823-1826). На пашне. Весна (1820-е). На жатве. Лето (1820-е). Причащение умирающей (1839). 4. Дугаров Д.Н. В родном улусе (1959). Дочери Бурятии (1959). Проводы невесты (1959). 5. Журавлев С. Дети-нищие (1860-е). 6. Кошелев Н. Дети, катающие пасхальные яйца (1855). 7. Корзухин А.И. Поминки на кладбище (1865). 8. Крамской И.Н. Русалки. На сюжет из повести Н.В. Гоголя «Майская ночь» (1871). 9. Максимов В.М. Бабушкины сказки (1867). 10. Максимов В.М. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (1875). 11. Маковский Г. Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге (1869). 12. Максимов В.М. Больной муж (1881). 13. Морозов А.И. Выход из церкви в Пскове (1864). Отдых на сенокосе (Около 1860), Отдых на сенокосе (1861). 14. Мэрдыгеев Р.С. Рождение Гэсэра (1918). 15. Нестеров М.В. Видение отроку Варфоломею (1889-1890). 16. Перов В. Проводы покойника (1865). Сельский крестный ход на Пасхе (1861). 17. Репин И.Е. Вечорницы (1881). 18. Крестный ход в Курской губернии (1880-1883). 19. Ринчинов С.Н. Чабаны (1981). 20. Суриков В.И. Боярыня Морозова (1887). 21. Сахаровская А.Н. Семья табунщика (1968-1970). 22. Трутовский К. Колядки в Малороссии.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: BULAG (10.09.2011)
|
Просмотров: 1586
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Категории раздела |
|
|
Статистика |
|
|
Форма входа |
|
|
|
|