Главная
Регистрация
Вход
Пятница
19.04.2024
07:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя бурятского языка МАОУ "Гимназия №33 г.У...

Меню сайта

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Мои статьи

Муниципальное общебразовательное учреждение
Муниципальное общебразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ №33» БАДМАЕВА Баирма Жигмитдоржиевна ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ И ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ БУРЯТСКОГО И РУССКОГО НАРОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА факультативного курса Улан-Удэ – 2011 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Яркость, красочность, поэтичность, торжественность традиций делает их исключительной эмоциональной силой, воздействующей на чувства и эмоции людей. Добровольно принятые этносом или на­цией, традиции становятся их духовной потребностью, могучим объ­единяющим и сплачивающим фактором. Именно эти свойства тради­ции делают их мощной силой, воздействующей на сознание, силу, душу, чувства подрастающего поколения. Традиции воплощаются в конкретных обычаях, обрядах, ритуалах, церемониях, праздниках, т.е. в формах социальной регуляции, приня­тых в определенной группе. Обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, праздники формируют привычки, стереотипно повторяющиеся, в конкретной ситуации действия, доведенные до автоматизма. Они служат основой для воспитания более сложных привычек, таких как почтительность, уважительность, доброжелательность, любезность, такт, сдержанность и т.д. Традиции, обычаи, обряды и праздники вы­полняют общие воспитательные функции: формируют этические привычки личности, стабилизируют межличностное общение и соци­альные отношения, вносят в жизнь эмоциональность. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский считал традиции и обычаи основным средством воспитания человека. Народные традиции и обычаи различны по их классификации. Одной из наиболее слабо изученной областью являются здоровьесберегающие и природоохранительные традиции, которые могут стать основой мировоззре­ния и поведенческих правил для детей. Бурятские и русские здоровьесберегающие и природоохранительные традиции - чрезвычайно интересный сплав мифо­логических представлений и практических наблюдений - сегодня не утратили своей ценности, хотя бы потому, что многие из них требу­ют научного обоснования. В общеобразовательной школе они до сих пор не изучаются и не становятся источником эмоциональных пере­живаний и побуждений учащихся. Предполагаемая программа может отчасти дополнить естественное образование современных школьни­ков, придать этому процессу эмоциональность, вдохновив детей на самостоятельные наблюдения, исследования, практические действия по защите природы. Изучение народных здоровьесберегающих и природоохранительных традиций предполага­ет сочетание теоретических и практических занятий, в основу кото­рых будет положен коммуникативно-деятельностный принцип. Коммуникативно-деятельностный принцип требует объяснений учителя, бесед с учащимися, использование произведений устного народного творчества, картин художников, фотографии, а также самостоятельные поиски учащихся, организацию экспедиций. В то же время одним из ведущих видов деятельности детей становятся их посильные дейст­вия по уходу за своим здоровьем и охране различных природных объектов, озеленению школы и территории, участие в поисках новых технологических ре­шений по содержанию в чистоте почвы, рек, лесов, воздуха. Целью изучения факультативного курса являются: · Ознакомление детей с наиболее распространенными бурятски­ми и русскими здоровьесберегающими и природоохранительными традициями, обычаями, об­рядами и праздниками; · Формирование стереотипных моделей поведения; · Выработка гуманистических личностных качеств школьника. Факультативный курс рассчитан на 32 часа и предполагает теоре­тическое и практическое изучение учебного материала. II. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №ТЕМЫКол-во часов
1.Бурятские и русские народные традиции, обычаи, обряды, праздники2 ч.
2.Традиции почитания домашнего очага, родного дома3 ч.
3.Традиции почитания тотемных животных3 ч.
4.Традиции почитания предков (духов предков)3 ч.
5.Традиции почитания старших, родителей3 ч.
6.Традиции признания ценности человека, его жизни и здоровья3 ч.
7.Традиции почитания небесных светил (солнца, луны, звезд и природных явлений)3 ч.
8.Традиции почитания родной земли (духов гор, озер, рек, ис­точников, тайги, священных мест, родовых земель)3 ч.
9.Традиции почитания деревьев, кустарников и растений3 ч.
10.Традиции почитания «нижнего» мира3 ч.
11.Контрольные занятия3 ч.
ИТОГО32 ч.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Тема 1. Бурятские и русские традиции, обычаи, обряды и празд­ники (2 ч.) Понятие «традиция» (ёhо, ёhо заншал). Природоохранительные традиционные и народные монгольские и славянские календари. Бу­рятские и русские народно-календарные праздники (Сагаалган, Мас­леница, Благовещенье, Тайлган и др.). Природоохранная, социальная, психологическая, нравственная, воспитательная, хозяйственная и магическая функции традиций и праздников. Тема 2. Традиции почитания домашнего очага, родного дома (3 ч.) Понятия «очаг», «дом». Выбор места, материала, сроков начала строительства юрты, избы. Очаг и печка в бурятской юрте и в рус­ской избе. Архитектурные особенности юрты и избы. Многоугольная юрта и магический смысл количества углов. Планировка и интерьер русской избы. Традиции, обычаи, обряды почитания домашнего оча­га. Народные благопожелания, песни, легенды, предания, мифы о по­читании домашнего очага, родного дома. Поверья и приметы, связанные с почитанием очага и родного до­ма. Тема 3. Традиции почитания тотемных животных (3 ч.) Легенды, предания и мифы о происхождении бурятских и русских родов и племен. Тотемы-животные, птицы, рыбы и др. Отношение к тотемам. Онгоны, заяны, иконы. Охотничьи обряды и ритуалы. Риту­альные танцы. Магический смысл пяти видов животных у бурят. Зэгэтэ аба. Аба хайдак - виды облавных охот у бурят. Культ Велеса (Волоса) у русских. Земледельческий обычай «на бородку». День Кузьмы и Демьяна (13 ноября), Власов День (24 ноября), Агафьи скотницы (18 ноября), Вуколы телятника, Онисима овчарника, Егорьев день и др. Народные благопожелания, песни, легенды, предания, мифы, сказки, загадки о животных. Поверья и приметы, связанные с животными, с их охраной. Тема 4. Традиции почитания предков (3 ч.) Понятия «род», «племя» (удха узуур, уг гарбал, яhан). Песни, ле­генды, предания, мифы о происхождении родов и племени у бурят и русских. Традиции знания и почитания своей родословной у бурят и русских. Правила оформления родословных. Тотемизм. История фа­милий и имен. Прозвища. Магическая функция имен и прозвищ, их охранительный смысл. Религиозные бурятские и русские обряды в честь духов предков (дуhаабари, хэрэг, заhал, хундэли и др.; Святки, Рождество, Крещение и др.)- Ритуальные бурятские и русские блюда (кутья, яйцо, блины и др.) и действия. Магическая функция почитания предков, их охрани­тельный смысл. Поверья и приметы, связанные с почитанием духов предков. Тема 5. Традиции почитания старших и родителей (3 ч.) Особенности бурятской и русской семьи. Состав и структура се­мьи. Иерархические особенности: глава семьи, положение женщины в семье. Стиль взаимоотношений между разными поколениями се­мьи. Нравственный закон почитания старшинства. Терминология родства и обращений друг к другу. Обычаи оказания почтения и ува­жения (обращения, соблюдение очередности, наличие специальных мест за столом, право решающего голоса и др.). Поведение старших по отношению к младшим, младших к старшим. Народные благопожелания, песни, легенды, мифы, сказки о почи­тании старших и родителей. Поверья и приметы, связанные с почитанием старших и родите­лей. Тема 6. Традиции признания ценности человека, его жизни и здоровья (3 ч) Долголетие - залог здорового образа жизни. Жизненный путь. В здоровом теле – здоровый дух. Народные благопожелания, песни, легенды, предания, мифы, сказки, загадки о людях, о цели жизни, об охране здоровья и почитании здорового образа жизни, материнства. Поверья и приметы, связанные с ними. Тема 7. Традиции почитания небесных светил (3 ч.) Космологические представления древних монгольских и славян­ских племен. Бурятский пантеон божеств верхнего мира. Бурятские названия небесных светил. Пантеон небесных божеств древних сла­вян (Перун, Стрибог, Дажбог, Хорс, Велес, Сварог и др.). Обычай изображения небесных светил в бурятской и русской орнаментике. Цветовая, семантическая символика узоров, изображающих небесные светила - божества. Обычай изображения небесных светил - божест­ва в виде деревянных, каменных, вышитых, нарисованных идолов. Дни Спиридона-Солнцеворота, прославление Коляды, Ивана Купалы и др. Народные благопожелания, песни, легенды, предания, мифы, сказки, загадки о небесных светилах, об их почитании. Поверья и приметы, связанные с небесными светилами. Тема 8. Традиции почитания родной земли (духов гор, озер, рек, источников, тайги, священных мест, родовых земель) (3 ч.) Памятники природы Бурятии. «Священные» места края. Обычай жертвоприношения небу, земле, воде, духам-хозяевам местности жи­вотными, кумысом, молочным тарасуном, залаа, монетами, ритуаль­ными блюдами и др. Тайлган. Обоо тахиха. Установление «сэргэ» на священных местах. Молитвы, призывания, заклинания. «Кормление» (угощение) онгонов и заянов (оберегов). Родная земля как источник жизненной силы. Народные благопожелания, песни, легенды, предания, мифы, сказки, загадки о хозяевах гор, рек, озер, тайги, родовых земель, об их уважении, почитании, охраны. Поверья и приметы, связанные с родной природой. Тема 9. Традиции почитания деревьев, кустарников и растений (3 ч.) Наиболее почитаемые деревья и кустарники у русских (елка, вер­ба, береза, черемуха и др.). Магическая функция почитаемых деревь­ев и кустарников. Вербное воскресенье. Троица-духов день. Иванов день и др. Народные благопожелания, песни, легенды, предания, мифы, сказки, загадки о деревьях, кустарниках, цветах, об их почитании, охраны. Поверья и приметы, связанные с ними. Тема 10. Традиции почитания «нижнего мира» (3 ч.) Понятие «нижний мир». Понимание древними бурятами и рус­скими своей взаимосвязи с природой и космосом. Представления на­ших предков о нижнем мире. Обычаи и обряды почитания предста­вителей нижнего мира (нечистая сила, чертовщина, ада, боохолдой и др.). Похоронно-поминальные обряды бурят и русских. Поверья и приметы, связанные с почитанием представителей нижнего мира. Учащиеся должны знать: · монгольский и русский народные календари; · бурятские и русские народно-календарные праздники; · космологические представления древних монгольских и славян­ских племен; · магическую функцию узоров, их семантической и цветовой сим­волики; · памятники природы Бурятии; · происхождение тотемов; · магическую функцию почитания в Бурятии животных, деревьев, кустарников; · обычаи почитания предков; · обычаи почитания старших и родителей; · обычаи признания ценности человеческой жизни, сохранения здо­ровья; · похоронно-поминальные обряды и ритуалы; · поверья и приметы, связанные с охраной животных и природы; · легенды, предания, мифы, песни, сказки об охране природы; · свою родословную. Учащиеся должны уметь: · исполнять обряды и ритуалы народных праздников; · охранять и ухаживать за природными памятниками окрестных мест; · помогать старшим, старикам, больным, инвалидам в различных этикетных ситуациях. Словарь Традиция, обычай, обряд, ритуал, церемония, миф, тотем, род, племя, предок, узор, орнамент, жертвоприношения, астрология, жиз­ненная сила. IV. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ 1. В чем заключается особенности монгольского календаря? 2. Чем отличается старинный славянский календарь от монгольского? 3. Как представляли древние буряты устройство Вселенной? 4. Как представляли славянские племена устройство Вселенной? 5. В чем выражали свои космологические представления буряты и русские? 6. Какие обычаи почитания небесных светил разработаны буря­тами и русскими? 7. Какая магическая символика сложена в обычаи почитания небесных светил? 8. Какие природные памятники на территории республики вы знаете? 9. Каким образом почитали свои «священные» места древние буряты? 10. Как почитали свои природные памятники древние славяне? 11. Каких животных и почему особенно почитали предки совре­менных бурят и русских? 12. Какие обычаи и ритуалы почитания животных распростране­ны у наших народов? 13. Почему буряты и русские в старину особенно почтительно относились к отдельным деревьям и кустарникам? 14. Опишите свою родословную по линии отца и матери. 15. Чем интересно и ценно знание своей родословной? 16. Чем интересна история твоей фамилии? 17. Какой смысл заключен в твоем имени? 18. Почему древние люди исполняли обряды почитания домаш­него очага? 19. Чем отличается архитектура бурятской юрты и русской избы? 20. Что общего в интерьере юрты и избы? 21. Перечислите обычаи почитания старших и родителей. 22. Какими обычаями, обрядами и ритуалами наши предки при­знавали высочайшую ценность человеческой жизни? 23. Какие похоронно-поминальные обряды исполнялись у бурят и русских? 24. Какие поверья и приметы, связанные с почитанием небесных светил, гор, рек, озер, животных, деревьев, кустарников вы знаете? 25. Какие лечебно-магические и отводящие беду, несчастья, бо­лезни поверья и приметы вы знаете? 26. Какие песни, сказки, легенды, предания и мифы о происхож­дении человека вы знаете? 27. Какие песни, сказки, легенды, предания и мифы о происхож­дении бурятских и русских племен вы знаете? 28. Какие песни, сказки, легенды, предания и мифы о происхож­дении растительного и животного мира вы знаете? 29. Какие песни, сказки, легенды, предания и мифы о почитании природы (животных) вы знаете? 30. Какие песни, сказки, легенды, предания и мифы о почтитель­ном отношении к старшим (родителям, человеку) вы знаете? V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят.- Улан-Удэ, 1991. 2. Баторов П.П. Белкование у аларских бурят и народные пове­рья // Бурятиеведение.-1925.-№1 с. 9-12. 3. Бестужев Н. Гусиное озеро.- Улан-Удэ, 1991. 4. Болонев Ф.Ф. Календарные обычаи и обряды семейских. - Улан-Удэ, 1975. 5. Галданова Г.Р. Почитание животных у бурят // Буддизм и традиционные верования Центральной Азии.- Новосибирск, 1991. 6. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. - Улан-Удэ, 1987. 7. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском госу­дарстве народов.- СПб., 1709. 8. Жуковская Н.Л. Категория и символика культуры монголов. - М., 1988. 9. Жуковская Н.Л. Судьба кочевого народа.- Улан-Удэ, 1960. 10. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в ХVI-ХVII столетиях.- М., 1992. 11. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. - М., 1990. 12. Кудрявцев А.А. История бурят-монгольского народа (от XVII в. до 60-х XIX в.).- М., 1940. 13. Макаренко А.А. Сибирский народный календарь.- Новоси­бирск, 1993. 14. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма.- Новоси­бирск, 1980. 15. Михайлов В.А. Бурятская юрта.- Улан-Удэ, 1994. 16. Мифы древних славян.- Саратов, 1993. 17. Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят-монголов (ХVII-ХVIII вв.).- Л., 1937. 18. Петровская Е.К. Какой у нас сегодня праздник, мама?- М., 1992. 19. Потанина А.В. Рассказы о бурятах. - М., 1912. 20. Потанина А.В. Рассказы о бурятах, их вере, обычаях. - М., 1905. 21. Русский север.- СПб., 1992. 22. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия, по­эзия – М., 1990. 23. Сарсенбаев Н.С. Обычаи и традиции в развитии.- Алма-Ата, 1965. 24. Соколов Э.И. Понятие, сущность и основные функции куль­туры: Учеб. пособие.- Л., 1959. 25. Соктоева И.И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии.- Новосибирск, 1988. 26. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.- М., 1976. 27. Традиционное воспитание детей у народов Сибири.- Л., 1988. 28. Уланов А.И. Древний фольклор бурят-Улан-Удэ, 1974. 29. Уледов А.К. Духовная жизнь общества.- М., 1980. 30. Хангалов М.Н. Собрание сочинений: В 4 т.- Улан-Удэ, 1958. 31. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские хроники и родословные.- Улан-Удэ, 1979. 32. Щапов А.Н. Собрание сочинений.- Иркутск, 1937. 33. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии /Под ред. Абаева Н.В.-Новосибирск, 1992. 34. Этнография народов Сибири.- Новосибирск, 1984. VI. ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ РЕПРОДУКЦИЙ КАРТИН БУРЯТСКИХ И РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ 1. Васнецов В.М. Царевна-лягушка (1918). Аленушка (1881). Ковер-самолет (Около 1880). Иван-царевич на сером волке (1889). 2. Врубель М.А. Царевна-лебедь. Демон летящий. 3. Венецианов А.Р. Гумно (1821-1823). Спящий пастушок (1823-1826). На пашне. Весна (1820-е). На жатве. Лето (1820-е). Причащение умирающей (1839). 4. Дугаров Д.Н. В родном улусе (1959). Дочери Бурятии (1959). Проводы невесты (1959). 5. Журавлев С. Дети-нищие (1860-е). 6. Кошелев Н. Дети, катающие пасхальные яйца (1855). 7. Корзухин А.И. Поминки на кладбище (1865). 8. Крамской И.Н. Русалки. На сюжет из повести Н.В. Гоголя «Майская ночь» (1871). 9. Максимов В.М. Бабушкины сказки (1867). 10. Максимов В.М. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (1875). 11. Маковский Г. Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге (1869). 12. Максимов В.М. Больной муж (1881). 13. Морозов А.И. Выход из церкви в Пскове (1864). Отдых на се­нокосе (Около 1860), Отдых на сенокосе (1861). 14. Мэрдыгеев Р.С. Рождение Гэсэра (1918). 15. Нестеров М.В. Видение отроку Варфоломею (1889-1890). 16. Перов В. Проводы покойника (1865). Сельский крестный ход на Пасхе (1861). 17. Репин И.Е. Вечорницы (1881). 18. Крестный ход в Курской губернии (1880-1883). 19. Ринчинов С.Н. Чабаны (1981). 20. Суриков В.И. Боярыня Морозова (1887). 21. Сахаровская А.Н. Семья табунщика (1968-1970). 22. Трутовский К. Колядки в Малороссии.
Категория: Мои статьи | Добавил: BULAG (10.09.2011)
Просмотров: 1586 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Категории раздела
Мои статьи [7]

Статистика

Форма входа

Copyright MyCorp © 2024