Содержание и систематизация материала в кабинете
Материалы представлены несколькими блоками:
1. Нормативные документы.
Закон об образовании
2. Учебно-методическое обеспечение.
З. Наглядно-иллюстративные материалы.
4. Литература: педагогическая и детская, периодические издания.
5. Выставки.
Педагогическое проектирование образовательного процесса
«Педагогическое проектирование (дизайн)», - это собственно процесс проектирования среды обучения в соответствии с разработанными спецификациями.
Образовательный процесс включает в себя три направления формирования личности ребенка: обучение, развитие, воспитание.
Процесс формирования осуществляется в среде окружения воспитанника. будем называть эту среду информационно-образовательной (ИОС).
Педагогическая модель есть модель организованного образовательного процесса, которая включает в себя три взаимосвязанных модели: модель обучения, модель развития и модель воспитания ребенка.
Возможность управления информационными потоками, конструирования содержания, способов и условий информационного обмена обучаемого со средой обитания позволяет в условиях организованного обучения добиться желаемых образовательных результатов.
Практическая деятельность, связывающая организм с окружающей средой, по утверждению А. Н Леонтьева, определяет развитие как сознания в целом, так и отдельных психических функций.
Учебная деятельность - единство практических, знаково-коммуникативных, познавательных, оценочно-рефлексивных действий.
Рассмотрим основные функции педагогической информационно-образовательной среды и ее взаимодействие c естественными информационными средами. К важнейшим функциям педагогической среды следует отнести:
- создание условий для освоения учащимися таких способов информационного взаимодействия с педагогической средой, которые соответствуют основным способам информационного обмена индивида с естественными информационными средами;
- отбор и организованное предъявление обучаемым социально-значимой информации, соответствующей основным сферам культурного освоения мира (наука, производство, искусство, мораль);
- поддержка (материально-техническая и интеллектуальная) процессов потребления информации и ее последующей логической обработки обучаемым;
- обеспечение условий активного взаимодействия обучаемого с искусственной информационно-образовательной средой и формирования за счет этого его информационной активности и процессуальной готовности к самостоятельному информационному обмену и практическому взаимодействию с ее составляющими;
- поддержка развивающего и воспитывающего потенциалов процесса обучения, а именно целенаправленное развитие высших психических функций субъекта и формирование у него социально значимых личностных качеств, т. е. воспитание индивида;
- определение «линий» соприкосновения педагогической и естественных информационных сред, обеспечение постепенного перехода учащегося в естественную информационную среду – основную среду его обитания во взрослой жизни.
Важно, чтобы педагогическая среда являла собой модель естественной социальной информационно-образовательной среды, повторяла ее характеристические признаки.
В педагогической предметной информационной среде основным источником информации выступает учебная коммуникация и, прежде всего, учебные занятия с преподавателем, которого можно представить в информационной дидактической среде как самостоятельный источник учебной информации.
Средства обучения важная составляющая среды обучения.
По определению средство труда – это «… вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет»[2]. Средства труда помогают человеку изменять предмет труда в нужном направлении и в требуемой мере.
Следует различать средства преподавания и средства учения.
Средства учения, опосредующие взаимодействие обучаемого с источниками информации, позволяют ему присваивать данную информацию.
К идеальным средствам учения относится имеющийся у субъекта (присвоенный ранее) социокультурный опыт. Это: «образ мира», существующий в сознании субъекта, система ЗУН[3] и освоенная субъектом «познавательная техника» (персептивная, вербальная, мыслительная - СУД[4]).
К материальным средствам учения относятся различные учебные принадлежности и оборудование для работы с источниками информации (книгой, аудио - и видеофондами, виртуальной информационной средой) и оборудование для учебного исследования (например, приборы и инструменты в лаборатории).
Компьютер в совокупности с установленными на нем ресурсами и программами обучения может использоваться в учебном процессе в двух направлениях – как средство познавательной деятельности, например, использование различных инструментальных программ для обработки информации; - как источник учебной информации.
Средства преподавания. Преподавание как деятельность имеет другой предмет и объект. Цель преподавания – организация учения, т. е. процесса присвоения учащимися знаний и формирование у них опыта деятельности в различных социальных сферах. Таким образом, предметом преподавания являются ЗУНы и опыт деятельности учащихся, которые должны обогатиться за счет профессиональной деятельности преподавателя.
Средства преподавания тоже могут носить как идеальный, так и материальный характер. Идеальные средства (языки: естественный, искусственные) используются в процессе непосредственного общения («контакт сознаний»). Материальные средства применяются в ходе опосредованного преподавания с помощью учебной книги, компьютера, аудио и видеотехники, специальных учебных объектов различных видов (макетов, моделей, установок, инструментов, приборов и т. п.).
Одни и те же составляющие учебного процесса с точки зрения преподавателя и учащихся выступают в разном качестве. Для преподавателя все учебное оборудование и дидактическое оснащение учебного процесса является средством преподавания. Для учащегося книга, аудио - и видеофонды, игровые пособия выступают только в качестве источников информации (носителей предмета учения). Некоторые элементы учебного оборудования, за счет широкого спектра своих операционных возможностей в зависимости от этапа обучения могут выполнять для учащегося функции как источников информации, так и средств учения. К таким элементам относится в частности компьютер, целый ряд учебных приборов и инструментов. На начальном этапе освоения учащимися этих элементов учебного оборудования они выступают в качестве источников информации, после присвоения этой информации учебное оборудование начинает эксплуатироваться учащимися как средство учения.
Средства преподавания достаточно разнообразны. Все средства можно разделить на три группы;
· собственно источники учебной информации для учащихся - с некоторыми из источников работает преподаватель при объяснении учебного материала; со всеми источниками может самостоятельно работать учащийся;
· дидактические материалы для самостоятельной работы, которые ориентированы и на формирование системы знаний учащихся, и на развитие у них самостоятельности в учебном познании;
· система средств ТСО - проекционная техника, компьютеры, электронные доски, телевизор, аудио-и видеомагнитофоны, планшеты, WEB камеры и т. п;
Средства учения и преподавания – составляющие среды обучения. Это фактически учебные объекты и учебные материалы.
Под учебными объектами будем понимать материально-техническую составляющую учебной (педагогической) среды. Это реальные физические объекты: приборы, инструменты, модели, установки, материалы, технические комплексы и сооружения и пр., являющиеся носителями предмета учения, а также инструменты учебной деятельности
К учебным материалам отнесем идеальную (материализованную) составляющую учебной среды в форме текстов и иллюстраций различных видов, представленных в различных форматах и на различных носителях (традиционных, цифровых).
Важно качество средств учения и преподавания. Значительная часть этих средств разрабатывается и выпускается под федеральным надзором разнообразными производственными объединениями, компаниями и издательствами - комплекты учебного оборудования, учебные аудио - и видеозаписи, учебные программы для компьютера
Возможна авторская разработка практикующим преподавателем средств преподавания, соответствующих в значительной мере его персональной профессиональной модели обучения. К таким средствам относятся учебные материалы небольших форматов. Обычно это раздаточные материалы для самостоятельной работы учащихся (чаще их называют дидактическими раздаточными материалами).
К дидактическим раздаточным материалам для самостоятельной работы учащихся относятся:
· отдельные учебные тексты,
· отдельные средства наглядности и иллюстрации учебному материалу различных видов,
· опорные конспекты,
· систематизирующие таблицы,
· дидактические карточки с заданиями различных типов,
· инструкции к работе над заданиями,
· тесты,
· рабочие тетради (как комплексное средство обучения, объединяющее в себе дидактические материалы указанные выше),
· и др.
Возможна разработка авторских источников учебной информации:
ü печатных учебных пособий по предмету,
ü учебных аудио - и видеоресурсов,
ü игровых учебных объектов,
ü цифровых учебных пособий в виде:
ü комплекса презентаций к объяснению материала преподавателем по теме/разделу/курсу;
ü тематических обучающих и тренинговых программ для самостоятельной работы, ориентированных на решение отдельных образовательных задач: предъявление, отработка, контроль усвоения учебного материала;
ü авторских ЦОР, УМК, ИИСС по предмету, ориентированных на решение завершенного комплекса образовательных задач (предъявление, отработка и контроль усвоения учебного материала) по учебной теме (разделу/курсу);
ü курсов дистанционной поддержки базового и профильного очного обучения (Web - и кейс-технологии)
ü элективных дистанционных курсов по предмету (Web - и кейс-технологии).
В этом перечне присутствуют и учебные материалы, и учебные объекты (самодельные приборы, авторские игровые объекты), как составляющие среды обучения.
Предметом педагогического дизайна является разработка детальных спецификаций к проектированию и разработке учебных объектов и материалов. Объекты и материалы, а также многообразие видов учебной деятельности обучаемых, собственно содержание Модуля «Самопрезентация», уровни его освоения и используемая преподавателем модель обучения – все это вместе взятое демонстрируют нам очень широкий фронт научно-методической работы.
Надо отметить, что по отношению к отдельным учебным материалам и объектам эти требования в основном разработаны (учебная книга, учебные приборы, ЦОР, ИУМК, ИИСС, тесты, рабочие тетради и др.). Вместе с тем идет закономерный процесс периодического уточнения и развития системы этих требований.
|